Наверное, самый насыщенный для туриста город — это Рим. Тут и античные развалины, и классическое барокко, и термы, и катакомбы, и Ренессанс. Это место, где история обретает своё лицо и как будто говорит с тобой на равных.
Мне невероятно повезло побывать в этом чудесном мегаполисе уже два раза, и я могу теперь соловьем разливаться о том, как прекрасно возвращаться в какой-то город и не нахаживать стандартную туристическую программу (без которой, конечно, тоже нельзя обойтись), а делать, что хочешь.
В этот раз мы съездили на море (Остия — деревня в получасе езды от Рима — сама по себе маленькая мечта) и ознакомились немного с классикой Римской архитектуры 20-го века, посетили район ЭУР (l’EUR).
Не буду вдаваться в подробную характеристику политических решений, реализованных по всей Европе в 20-х и 30-х годах прошлого столетия, скажу только, что они, несомненно, повлекли за собой ожидание новизны (практически?) во всём. В странах, где воцарились диктаторы (каламбурец такой), в искусстве — особенно в архитектуре — начала довлеть тема империализма. Берлин, например, должен была практически полностью замененить столица мира Германия (Germania), а в Италии собирались с размахом в 1942 году отметить 20-летие похода на Рим. В 1936 на юге города началась подготовка к междунарожной архитектурной выставке Esposizione Universale di Roma, давшей название району — EUR.
План, конечно, был гораздо более амбициозным: столица должна была дойти до моря (что, в некотором роде, произошло на несколько десятков лет позже: до той же Остии теперь можно доехать по обыкновенному внутригородскому билету). Главным архитектором стал Марчело Пьячентини (Marcello Piacentini), но над каждый конкретным зданием работал, конечно, коллектив других авторов. Стиль принято называть итальянским рационализмом.
Из-за начавшейся Второй мировой войны стоительство пришлось приостановить, ну а после окончания войны — заморозить. Вот так выглядел ЭУР в 40-е.
К счастью, проект все-таки довели до ума в 50-х при подготовке к Олимпиаде-60.
Кто бы что ни говорил, ЭУР — это исключительно Римское произведение искусства. Где еще можно увидеть столь пронзительное сочетание белого камня и отражающегося в нём тёплого солнца?

площадь Объединенных Наций
Стройность линий, могучие коридоры и массивные арки прекрасно оттеняются яркой зеленью. Возможно, это странно для имперской архитектуры, но в данном случае, она не подавляет своей помпезностью, а как будто утверждает торжество жизни.
Ну и куда же без пиний, конечно?
В какой-то момент я поняла, что ЭУР — это лишь гармоничное продолжение всех Римских архитектур, а вовсе не революционное решение. Колоннады, симметрия, величие — ну чем не классицистический собор?
Высочайшим воплощением этого рационалистического архитектруного гения, конечно, стал дворец Итальянской Цивилизации (Palazzo della Civiltà Italiana), в народе называемый Новым Коллизеем.

вот он, красавец, во всём своем величии
Я сделала довольно много офотографий этого здания в разных ракурсах и практически все сохранила. Потому что с какой стороны ни взгляни, какими кривыми руками ни сними, Новый Коллизей — это Шедевр (да, прямо с большой буквы).
Здание авторства Джованни Гверрини (Giovanni Guerrini), Эрнесто Лападула (Ernesto Lapadula) и Марио Романо (Mario Romano), как видно невооруженным глазом, представляет собой параллепипед, украшенный арками (54 штуки на каждой стороне). На нижнем ярусе в каждой арке стоит по статуе, посвященной одной из добродетелей итальянского народа будь то политический гений, или музыкальный (почему-то тема кулинарной плодовистости этого волшебного края не затронута).
С одной стороны от дворца можно увидеть и другие достопримечательности района ЭУР. Вот, например, на этой фотографии запечатлен собор святых Петра и Павла (справа). Нельзя ведь просто взять и построить нечто, символизирующее Новую Италию, без своего католического символа!
Конечно, этот собор не такой огромный, как его Ватиканский коллега, но в местных реалиях смотрится довольно внушительно.
И от него открывается, в свою очередь, восхитительный вид на Новый Коллизей (хотя не бывает плохих видов на Новый Коллизей).
Как я уже упоминала, примерно на 20 лет строительство ЭУРа было замоорожено, а в 50-х возобновлено опять. Ярким представителем послевоенной итальянской архитектуры для меня стал дворец Стурцо (Palazzo Sturzo). Посмотрите, какой он прелестный: по-моему, его архитектор Саверио Муратори (Saverio Muratori) был своего рода итальянским Малевичем. Эти геометрические фасады как будто парят в невесомости.
Мне удалось поговорить по-итальянски с охранником, и эта коммуникация определенно состоялась, поэтому вот вам несколько фотокарточек изнутри.

А это прямо как в Пантеоне
На территории ЭУРа сейчас в основном располагаются здания административного значения и богатые офисы (в Новом Коллизее, например, сидит Fendi), поэтому неудивительно, что в выходной день, гуляя по всем этим величественным переулкам, мы практически никого не встретили. Каково же было моё удивление, когда в какой-то момент мы обнаружили не только кафе-мороженое, полное народу, но и какой-то полукитайский вещевой рынок. Вот такая итальянская имперскость.