Виктория-парк,- возможно, самый интересный парк в Берлине (в русскоязычном интернете, кажется, принято называть его «парком Виктория»). Габаритами он, конечно, сильно уступает и Темпельхофскому полю (Tempelhofer Feld), и «оздоровительному» парку на Гляйсдрайэке (Gleisdreipark), и даже Мауэрпарку (Mauerpark). Разрекламирован он, очевидно, тоже не так сильно. Но мы его любим не за народную славу и размах.
История парка началась в первой четверти 19-го века. Европейские империи никак не могли перестать праздновать окончательный разгром Наполеоновской армии, и расставляли во всех своих концах разнообразные памятники, этому посвященные. Одним из них должен был заниматься Карл Фридрих Шинкель — главный Берлинский архитектор эпохи неоклассицизма, многие реализованные проекты которого, к сожалению, были безвовратно уничтожены войной.
Интересно, что эскиз того памятника, который мы видим теперь, появился не сразу: ему предшествовало множество редакций, каждая из которых была отбракована лично императором Фридрихом Вильгельмом Третьим. Одна, например, показалась ему слишком «классицистической», всем своим внешним видом отсылающей к Римской Империи.
Тем не менее, в 1821 году памятник Освободительным Войнам (да, именно с и-краткой) был готов. Его готическая форма, видимо, лучше отражала идею императора. Каждая из 12 стелл, украшающих монумент, посвящена какой-нибудь славной победе прусской армии. Моделями для них послужили члены императорской семьи.
Лет примерно через 50 вокруг памятника образовался парк. Рядом располагось множество прикольных вещей, например, известная пивоварня Тиволи (позже вошедшая в Шультхайс) и парк с американскими горками. Шпеер, мечтавший превратить Берлин в огромную столицу Третьего Рейха по названием Германия, проложил на своих планах широкую трассу от монумента до самого аэропорта Темпельхоф.
Памятник не был отлит на холме. Для него была вырыта специальная своего рода яма, а потом с помощью хитрых инженерных приспособлений (я не очень хорошо поняла, каких именно) он был поднят на своё место. Самое интересное заключается в том, что это подземелье сохранилось и что семь раз в году туда организуют экскурсии (поскольку их проводит районная адпинистрация, начинаются они всегда вечером буднего дня в 17.30).
Всё рассказывает такой милый тостячок-пенсионер, большой фанат района Кройцберг, считающий, что именно здесь придумали кровяную колбасу и крепкое пиво (Bock). Кстати, на этой фотографии изображено, как он и его жена-ассистентка входят в малоприметную дверку у подножия монумента.
В центре «пещеры» располагается своеобразный лекторий со стульчиками, а по периметру — галерея, ставшая пристанищем для многих старых Берлинских скульптур.
Некоторые ждут своей реставрации, на прежних «рабочих» местах многих других уже красуются их более аккуратные копии.
Это, например, мраморный памятник немецкой песне, близнец которого стоит в Тиргартене. Две сестры символизируют фольклорную и авторскую мелодии. Во временем мрамор стал походить на твердую губку, потеряв свою гладкость.
В верхней части этой фотографии можно увидеть гипсовые копии статуй, украшающих памятник Освободительным Войнам. В нижней — остатки какого-то бесконечного барельфа, изображающего всю историю развития человечества от собирательства до Нового Времени.
Вот тут как раз часть о пользе сельского хозяйства:
Ну а это — знаменитая квадрига с Брандербургских ворот. Вернее, её компоненты. Колесница, оказывается, пережила довольно много приключений и переделок. Например, в 1806-м году Наполеон решил прихватить её с собой в Париж, а в 1814-м, когда многие треволнения, связанные с его персоной, были позади, квадригу вернули на место.
После получасового блуждания по коридору наш добродушный проводник снова вернулся к своей любимой теме «Кройцберг лучше всех». Для разгона он рассказал довольно печальную историю о том, как при объединении районов Фридрихсхайн и Кройцберг было решено скомбинировать их гербы и как в итоге от Кройцберга на окончательном варианте не осталось ничего (а должен был бы быть, что характерно, крест):
Ну а потом, чтобы мы несильно переживали из-за гербовой несправедливости, он нам продемонстрировал, что Кройцберг славен не только своими парками, но и некоторыми увеселелительными продуктами:
Кройбергское вино — это, по правде говоря, совершенно колоссальный раритет. В год производится примерно 500 бутылок, и в основном они достаются только тем, кто умудрился помеценатствовать в пользу города и винодельческой промыленности на кругленькую сумму. Так что нам повезло, что у нас теперь есть одна такая бутылочка.
Минимальную информацию об экскурсии можно найти вот здесь. За билетами в управу ехать совершенно необязательно: их спокойно можно приобрести в кафе у подножия монумента. Но зарегистрироваться нужно.
памятник первоначально стоял именно на холме. его подняли выше, на постамент, когда вокруг выросли дома, и обелиск «провалился». первоначально даже сохранялась видовая ось от королевского (не императорского!) дворца на памятник — но её сломило сопротивление горожан-застройщиков.
я и не писала, что он первоначально не стоял на холме. я написала, что он был сделан ниже уровня себя текущего, в яме, и сейчас там находятся всякие статуи. между ним и землей есть еще постамент, про который вы, вероятно, пишете.