Мюнхен (да, в этот раз будет будет про Мюнхен) оказался довольно странным местом. Я столько лет носила в себе образ милого и уютного старого города, наполненного музеями, церквями и баварцами в ледерхозен, начинающих распивать пиво из огромных кружек прямо в 12 утра, что увидеть невероятные бетонные эстакады и типичные коробки спальных районов было для меня по меньшей мере удивительно.
Еще удивительнее было среди эти каменных бездушных джунглей найти очередной шедевр из 20-х годов 20-го века.
Борстай — это островок эстетического наслаждения, окруженный эстакадами, трамвайными путями и вот такими «красавцами», как на фотографии выше. Ненавязчиво выглядывает он из-за угла, поджидая своих благодарных посетителей.
В 1923 году архитектором Бернхардом Борстом (Bernhard Borst) был прикуплен «скромненький» участок земли в примерно 70000 квадратных метров, и через некоторое время был объявлен конкурс планов застройки будущего квартала. В нём не удалось победить никому, и, как всякий ответственный человек, Борст решил всё сделать сам.

Бернхард Борст собственной персоной
Ставшие уже в тому времни популярными идеи новой вещественности, под эгидой которых тогда появлялись практически все новые районы Берлина, не нашли отклика в его сердце. Борст хотел, по его же словам, совместить красоту вилл с практичесностью многоквартирного жилья, т.е. по сути создать свой маленький рай для семей с детьми — функциональный и уютный. Это, мне кажется, по-мюнхенски.
Дешевизна и доступность жилья для рабочего класса, по всей видимости, не входили в число приоритетных характеристик будущего поселка, поэтому при строительстве применялись довольно дорогие материалы: дубовый паркет, патиновые ручки и звонки, массивные (тоже) дубовые двери, черепичные крыши — всё это живо и по сей день.
Одним из главных украшений Борстая без сомнения можно назвать неверноятно гармоничное совмещение архитектуры и природы. По сути весь посёлок представляет собой сеть из 7 дворов-парков, каждый из которых украшен одним или несколькими фонтанами и множеством статуй (всего же их — 51!!!).
Попав туда я почувствовала, что нахожусь в каком-то сказочном городе, в котором кому-то повезло жить. Время там останавливается, и покидать эту прелесть приходится с тяжелым сердцем.
Подкупает невероятное внимание к мелочам, продуманность каждого закутка.
Поскольку основной «целевой аудиторией» стали семьи, а точнее, мамы с детьми, технические нововведения, которые призваны были обеспечиваь их комфорт, были необходимы. Так здесь появились первая в Германии теплоэлектростанция и круглосуточная прачечная. Возможно, поэтому вариант «Borst Wohnautomat» («Жилой Автомат Борста») предлагался в качестве названия будущего посёлка.

теплоэлектростанция прекрасно вписалась в ансамбль

окно теплоэлектростанции
Помимо этого каждая квартира была снабжена центральным отоплением, газовой плитой, ванной, раковиной и биде. Гаражи и детские площадки также были предусмотрены планом и заняли своё почетное место перед подъездами.

никто не забирает игрушки
Не обошлось и без кафе с магазинами.
Первыми жителями Борстая стали представители обеспеченного среднего класса — банковские служащие, мелкие предприниматели, а также люди искусства. Среди последних оказалось немало личных друзей главного архитектора, поэтому фрески — это еще одно украшение посёлка.
Считая, что жилье действительно укрепляет мир в семье («который является фундаментом мира в государстве»), Борст хотел создать не просто поселение для жизни, а настоящее сообщество близких по духу людей. После Второй мировой войны, окончательно сюда переселившись, он постоянно устраивал во дворах концерты и детские праздники, приглашая туда всех своих многочисленных друзей и соседей. Надеюсь, что наследникам удалось сохранить столь теплую атмосферу практически сто лет спустя.
Во всяком случае, возможность пожить в Борстае могла бы стать единственной причиной моего переезда в Мюнхен.
Хотя нет, не могла бы…