Если вы действительно любите архитектуру 20-х, то я вам настойчиво рекомендую в какой-нибудь светлый погожий денёк попробовать доехать до практически самой крайней точки западного Берлина, чтобы полюбоваться на одно из сокровищ, выполненных по всем канонам Новой Вещественности. Поверьте, длинный путь до западного Штакена (через столицу мира Шпандау) несомненно стоит того.
картинка из интернета для привлечения внимания
Новый Иерусалим — поселение, построенное здесь, на краю географии, в 1925 г. по плану Эрвина Антона Гуткинда. К счастью для нас, до наступления кровавых 30-х ему удалось реализовать несколько грандиозных проектов у себя на родине — в Берлине: в 1931 он вынужден был эмигрировать в Великобританию, а затем — в США, где и встретил старость.
Поселение было предназначено для сотрудников летной школы и аэропорта, находившихся неподалеку. Изначально здесь располагалась огромная лесо-парковая зона, которая, как посчитали городские власти, нуждалась в некотором упорядочивании.
Гуткинд был, если так можно выразиться, большим поклонником Новой Вещественности вообще и стиля Баухауз в частности. Каждое здание состоит из нескольких кубических блоков, расположенных один над другим. По замыслу автора, такое «сложение» пространств должно было снаружи и изнутри создавать ощущение объема.
Все вместе эти дома с плоскими крышами напоминали арабское поселение, поэтому посёлок и приобрел такое необычное название.
Оригинальные фасады зданий были украшены темно-коричневым кирпичом, что видно на старой фотографии выше. Подобные мозайки, присущие скорее экспрессионизму, можно назвать одной из визитных карточек Гуткинда.
К сожалению, для обывателей 20-х годов такие двуцветные дома выглядели слишком авангардно, поэтому все кирпичики были содраны и до наших дней не дожили.
Поселок состоит из 21 коттеджа, каждый из которых был рассчитан на две семьи. Односемейная вилла здесь тоже имеется: она была построена в качестве эксперимента в единственном экземпляре. Она и выглядит под-другому.
Если не считать этого исключения, все здания в поселении выглядят одинаково и имеют одинаковую структуру: все они трехэтажные, каждое из них снабжёно подвалом и небольшим хозблоком. При каждом домике планировался садик и огородик, дизайном которых занимался ландшафтный архитектор Леберехт Мигге. Но от его трудов уже, к сожалению, не осталась и следа.
Кстати, он же занимался озеленением любимого нами Хуфайзензидлюнга.
Раньше, как я уже написала выше, одно полудомье целиком отдавалось одной семье, теперь же там организовано аж две квартиры.
После Второй Мировой этот район отошел ГДР (да, особенно глубокий запад иногда может стать востоком), что невероятно плачевно сказалось на состоянии домов: мне кажется, это заметно даже на фотографиях. Хорошо, что в 90-е на это всё-таки обратили внимание и что относительно недавно нашлась фирма, рискнувшая вложить в восстановление посёлка средства. Теперь там практически все дома пустуют и кругом бушует стройка.
Прекрасный авторский кирпич на фасадах теперь никто уже не восстановит, но приятно, что хотя бы цветом пытаются воссоздать первоначальный облик.
Интересно, что местные жители настолько сильно боятся повышения цен после ремонта, что временами напрочь отказываются выселяться, тем самым препятствуя строительным работам. Вот несколько фотографий о том, как некоторые пытаются сделать имленько из того, что есть.
Надеюсь, что их переубедят и наиценнейшая жемчужина архитектуры ранних 20-х будет спасена.