Главная » о зданиях » Аэропорт Темпельхоф — свидетель падшей славы

Аэропорт Темпельхоф — свидетель падшей славы

Мне кажется, история развития аэропорта Темпельхоф похожа на биографию какого-то легендарного героя или звезды Голливуда. И, если заглянуть в конец истории, теперь Темпельхоф — это трогательный дряхлеющий старичок, который изредка (во время экскурсии), чтобы сильно не переутомляться, собирает вокруг детишек и рассказывает им удивительнейшие истории о своей молодости.

P1140899

Темпельхофское поле с незапамятных времен использовалось для военных целей. Когда-то оно было пустырем за городом и там стояли казармы. Потом эта и прелегающие территории активно использовались в качестве полигона для создания и отладки новой техники.
К 1909 году технический прогресс достиг, как, возможно, в тот момент казалось, своего апогея: Человек научился летать. 29 августа граф Фердинанд фон Цеппелин (Ferdinand von Zeppelin) приземлился на Темпельховское поле на своем волшебном агрегате, завершив здесь свое авиапутешествие, начавшееся у Боденского озера. Эта сенсация облетела все Берлинские газеты и привлекла внимание 300 тысяч зрителей (некоторые из которых оккупировали крыши прилегающих домов).

bodensee

А уже через месяц, в сентябре, Орвилл Райт демонстрировал свое знаменитое изобретение: он сумел подниться на 172 метра от земли и продержаться там 35 минут и 47 секунд.

Для транспорта будущего нужна была, конечно же, инфраструктура, и в 1919 строительство первого Берлинского аэропорта началось. Здание выглядело, мягко говоря, несколько иначе и располагалось немного на другом конце поля. Вот эта фотография сделана из центра крыши текущего аэропорта. Так вот, старый был там, где теперь слева растут деревца.

P1140858

В 1926 году здесь поселился один будущий аэрогигант (на тот момент — еще младенец), а в 1927 на свет появилась первая в мире станция метро «Аэропорт» — теперь Парадештрассе (Paradestraße).
Стремительно увеличивавшийся в ранние 30-е годы пассажиропоток, а также приход к власти партии с главенствующей военной парадигмой спровоцировали начало строительства нового здания. Проект доверили главному специалисту по авиа-архитектуре в нацистской Германии — Эрнсту Загебилю (Ernst Sagebiel). В центре Берлина и сейчас можно найти построенное им Министерство Авиации, расположенное напротив прежнего Гестапо.

Интересно, что вроде бы долгую жизнь этому аэропорту не предрекали: на подходе был эпохальный проект столицы мира Германии, согласно которому в этом районе самолеты летать не должны были. Но в результате всё пошло не так, а нам достался уникальный шедевр в стиле «гитлеровский ампир».

P1140897

P1140893

кажется, эти окна появлялись в фильме «Операция Валькирия» с Томом Крузом

Темпельхоф стал настоящим прорывом в аэропортном деле: здесь впервые разделили зоны отлета и прилета, спроектировали места для отдыха и перекуса. Крыша же, в свою очередь, должна была стать частью некоего аэротеатра: предполагалось, что поле будут использовать для военных праздничных демонстраций достижений народного хозяйства. Сейчас же планируется когда-нибудь открыть на этой самой крыше кафе.

P1140863

P1140857

P1140861

Мой друг — Щёнебернгский газометр

Направления лестницы были разделены, видимо, чтобы не запутать незадачливого пассажира: по одной движение должно было идти строго наверх, а по другой — только вниз. Не могу точно сказать, действительно ли это эффективная стратегия: у меня лично, наоборот, на этой лестнице возникло чувство потерянности.

P1140868

P1140864

P1140866

Еще одна отличительная черта военного времени — бомбоубежище для пассажиров и сотрудников. Длинные коридоры, по обеим сторонам которых находится немыслимое количество комнат, каждая из которых могла на несколько часов вместить несколько десятков человек. Главное — правильно рассчитать время так, чтобы не закончился кислород.

P1140876

Интерьерчик довольно скромный, зато на многих стенах — для развлечения детишек — цитатки из детских книжек и иллюстрации в стиле Вильгельма Буша.

P1140878

P1140874

P1140875

BER — это не первый недостроенный Берлинский аэропорт. Первым был Темпельхоф. Даже несмотря на важность этого объекта и огромный человеческий ресурс, потраченный на возведение комплекса (работы продолжались практически на костях рабочих узников концлагеря, располагавшегося через дорогу), он так и не был завершен. Собственно, поэтому некоторые помещения на фотографиях не вглядят до конца готовыми.

Темпельхофу довольно сильно повезло в конце Войны: в то время, когда большиство берлинских зданий уже представляло из себя руины, он гордо возвышался над полем. Возможно, его оставили для облегчения ориентации на местности — его оригинальная форма помогала пилотам, находясь в воздухе, легко определить текущую локацию. А возможно, американцы уже тогда имели на него виды — с 1946 года и вплоть до объединения Германии Темпельхоф являлся американской военной базой.
Все знают невероятную историю о блокаде Западного Берлина Советским союзом в конце 40-х годов. О том, как самолеты с гуманитарной помощью приземлялись в Темпельхофе каждые 60 секунд (а те, которые не могли, уходили на второй круг), о том, как тогда стал набирать обороты новый аэропорт Тегель.
Одна из самых трогательных частей этой легенды — рассказ о том, как добрый парень Гейл Хелфорзен (Gail Halvorsen) решил чем-то подаровать голодных детишек разбомленного города и начал разбрасывать с самолета мелкие сладости.

Военка США поддержала, конечно, такой прекрасный маркетинговый ход (который, я уверенна, задумывался от чистого сердца).
А вот, собственно, «изюмный бомбардировщик» (Rosinenbomber) — один из самолетиков, на которых совершались эти сладкие «налеты».

P1140838

Когда кризис миновал, Темпельхоф был разделен — центральная часть и южное крыло были отданы под нужны аэропорта, а север — американцам. У них, по сути, на этой территории был маленький американский остров, который им даже не было особой нужды покидать. Они могли тренироваться в спортзале, есть прекрасные американские бургеры в комнате отдыха и даже играть в боулинг.

P1140888

P1140889

P1140890

Зал для боулинга. Слева — дырки для кеглей.

Самое же интересное — фотографии сшибающих с ног пассажирских пространств — я приберегла напоследок. Начать эту часть хочется, конечно, с невероятной красоты потолка, сохранившегося с 30-х годов. Повезло, что «улучшайзинг» 70-х не добрался до этого зала, а то не видали бы мы больше этого красоты.

P1140884

P1140885

Темпельхоф окончательно прекратил свою работу в 2008 году, но меняться, судя по всему, перестал задолго до этого. Всё там дышит какой-то обволакивающией уютной ностальгией по временам, когда я еще не родилась. По пустым коридорам и залам, как сокровища, разбросаны какие-то ретро-вывески и артефакты. И сразу при вгзляде на них воображение рисует снующих туда-сюда пассажиров и по тогдашней моде одетых стюардесс.

P1140840

P1140853

нет больше телефонов

P1140843

табло отлета

Вот, собственно, как в последние годы выглядел один из ресторанчиков (которые и придумал включать в аэропорты Загебиль).

P1140844

P1140834

бар

Жемчужина коллекции Темпельхофа — это главный холл аэропорта. Пустой, он представляет собой невероятное и гипнотизирующее зрелище. Только ради этого стоило принять участие в этой экскурсии!

P1140881

P1140871

P1140849

К сожалению, практически только с экскурсией и можно попасть внутрь здания. Сейчас там располагается парочка офисов и иногда проводятся разные промышленные выставки, как-никак окупающие его содержание. Я надеюсь, что в будущем город замутит там что-нибудь прекрасное.
Особая притча во языцех — это, конечно, Темпельхофское поле. Дело в том, что жители Берлина его обожают и круглый год прекрасно проводят там время, катаясь на велосипедах (за взлётно-посаточной полосе отличный асфальт!), пуская воздушных змеев, пикникуя, смотря футбол, танцуя и даже совместно ухаживая за огородом. То есть по сути там происходит и всё, и ничего, что, наверное, должно сильно нервировать бизнесменов, год за годом предлагающих какие-то проекты «облагораживания» этой территории (например, строительства жилого района — фууууу!). Несколько лет назад в интернете был даже объявлен конкурс разнообразных бизнес-иницатив, связанных с Темпельхофским полем. Предложения (а их, кажется, набралось несколько сотен) могли поступать и от крупных корпораций и от частных лиц, и если бы одно из них набрало бы достаточное колчество голосов, соответствующий план был бы претворен в жизнь. Ситуация была довольно напряженной, но Берлин последовательно отстоял своё право использовать эти просторы на своё усмотрение, не выбрав ни один из этих проектов (они все провалились). Вот такая вдохновляющая история в духе нашего города.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s