Международная архитектурная выставка (Internationale Bauausstellung, или IBA) — масштабный немецкий проект, призванный продемонстрировать все самые новомодные веяния в области проектирования, строительства и ландшафтного дизайна. Выставки догитлеровской эпохи подарили миру прекрасные образцы немецкого модерна (1901 г., Дармштадт), поселение Мариенталь (1913 г. Лейпциг) и великолепный Вайсенхоф (1927 г. Штутгарт), представляющий собой, как, например, Сименсштадт, по сути музей под окрытым небом.
До Берлина IBA добралась лишь после войны — в 1957 году, когда перед городским правильтельством всё ещё очень остро стояла проблема восстановления города. Ханзафиртль стал одним из ярких примеров современного жилого квартала Обновленной Германии. (Не)ксатати, специально к этому событию было приурочено открытие канатной дороги, которая позже, к сожалению, была разобрана.
Реализация проектов, относившихся уже к следующей выставке, заняла целых 10 лет — с 1977 по 1987 гг. Было задано два вектора развития архитектуры Западного Берлина, названных ёмко — IBA-Alt и IBA-Neu. В рамках первого планировалось «освежить» центральные районы города, а в рамках второго — создать новые спальные районы по последнему слову науки и техники. Поскольку (физического) пространства для освоения новых территорий в Западном Берлине было не очень много, был построен только один новый квартал — на Тегельском озере.
До Второй мировой войны здесь был полноценный порт, позднее утратившый свою значимость, и его место занял живописный уголок на бегегу безмятежного озера. Конечно, мне было очень интересно, что именно в восьмидесятых могло стать достойным обрамлением для местного ландшафта. Честь руководить застройкой была доверена победителям конкурса из США: Чарльзу Муру, Джону Раблу и Базу Юделлу.
Центр поселения — улица ам Тегелер Зее (Am Tegeler See), влодь которой располагается несколько мало- и многоквартирных домов.
Самым интересным мне показался вот этот дом, спроектированный Джоном Хейдуком. Очень симпатичное, на мой взгляд, получилось сочетание симметричной «деревенскости» с ассиметричным модернизмом.

вход поподробнее
А вот это здание, например, был задумано как проддолжатель традиций 19-го века: примерно так, по мнению архитектора Роберта Штерна, выглядели дачки, прежде располагавшиеся вдоль Тегельского озера.
Автор же этого произведения Антуан Грумбах (не знаю, правильно ли транслитерировала фамилию), наоборот, видел на этом месте нечно более авангардное. В центре располагается цилинр, вокруг которого разметилось 7 квартир.
Мне всё это великолепие немного напомнило шикарный общесвенный туалет. Наверное, из-за белой плитки.
Вот ещё один занятный обитатель этой улицы был создан Стенли Тайгерменом. Бруно Таут мог бы гордиться такими окнами, а ТЦ «УниверСити» — всем остальным.
Если честно, от ощущения, что я на всё это уже порядочно насмотрелась в 90-е, я так и не смогла избавиться. Дух времени, по всей видимости, подсказывал тогда, что для пущей красоты надо или пользоваться вот этой странноватенькой белой плиткой, или «тонированно» стеклить всё, что только можно и нельзя. Посмотрите еще на другие малоквартирные примеры того, чем застроили Тегель.
Многоквартирные дома мне понравились гораздо больше. Вот этот (а это всё одно и то же изогнутое, как змея, длинное здание), например, покорил меня сдержанностью и плавными линиями.
Невозможно пройти мимо центра композиции всего района и не упомянуть творение главных архитекторов райончика — Мура, Рабла и Юделла. Огромный комплекс с подъездами разной высоты (от 3 до 8 этажей), содердащий в общей сложности около 350 квартир на любой кошелек, был закончен как раз в 1987 году. Некоторая внешняя несуразность прекрасно компенсируется уютом внутреннего двора и наличием живописной набережной по соседству.

вид снаружи

вход во двор

вид из двора
Проект освоения Тегельский земель не был полным, если бы включал в себя только жилые объекты. Довольно много усилий и средств было вложено в облагораживание набережной, а также создание зон отдыха для детей и взрослых. И тут уже, конечно, нельзя не упомянуть о библотеке университета им. Губольдтов , построенной всё тем же звездным Чарльзом Муром.
Морская тематика на тот момент, по всей видимости, не потеряла своей актуальности: достаточно вспомнить Дом культур мира, который все называют «беременной устрицей». Во всяком случае, и Тегель, и университет этой библиотекой невероятно гордятся.
А мне она горадно больше понравилась внутри, чем снаружи.
Особенно было приятно увидеть там в выходной день довольно большое количество посетителей разных возрастов (и если бы у меня рядом с домой была бы такая же библиотека, я бы выбиралась из дома почаще). Мне кажется, что имеено это является главным показателем успешности любого социально-архитектурного проекта. Браво, IBA!