…для нас по-прежнему является кино. В том числе и немое.
Очень захотелось рассказать об одном фильме, который я посмотрела недавно. Он, хоть и снимался по большей части в Берлине, визуальным рядом это никак не подтверждает (и, как я поняла, преимущественно действие происходят в Висмаре). Но без «Берлинского» следа здесь в любом случае не обошлось.
11 апреля 1930 года во Франции состоялась премьера девятого фильма великого режиссера Георга Вильгельма Пабста (оказавшего влияние на всех, кого можно, вплоть до Тарантино) «Дневник падшей». В главной роли снялась прекрасная Луиза Брукс.

красотуленька Луиза Брукс
Это история о совсем молодой девушке Тимьян, изнасилованной мерзским мужиком и родившей от него ребенка. Такое «позорное недоразумение» семья (в лице отца, его новой жены и тётушки) решила загладить, отдав младенчика в приют и упрятав молодую мать в исправительный дом, а не оторвав голову и опционально другие органы истинному виновнику происшествия. Из исправительного дома, где жизнь была, мягко говоря, не сахар, девушке удалось бежать, но, к сожалению, лишь до дома публичного, откуда её смог вытащить лишь счастливый случай: граф Осдофф дал ей возможность начать новую жизнь, подарив свое имя и титул.

ненормальная воспиталка из исправительного дома, не расстававшаяся с плеткой
отвратительный воспитатель, приспешник дамы с плеткой
Фильм совершенно чудесный и какой-то безумно пронзительный. Сцена обеда в исправительном доме мне напомнила знаменитые кадры с марширующими молотками из кинематографического шедевра 80-х «Пинк Флойд. Стена».
В момент, когда Тимьян случайно встречается со своим отцом, который отворачивается и уходит, окончательно бросая свою дочь в её падении, начинает щемить сердце.
Не менее убедительна и последняя сцена фильма: уже графиня Тимьян, случайно оказваясь членом комитета помощи девушкам, попавшим в беду, приходит в тот самый исправительный дом и становится свидетельницей того, как богатые комитетские дамы и всё те же больные на голову «исправители» издеваются над её прежней товаркой. Тимьян встает на защиту подруги, смело заявляя о своем прошлом, за ней же гордо следует её опекун. На пороге этого «богоугодного заведения» граф Осдофф поворачивается к недоумевающим респектабельным снобам и произносит последнюю фразу фильма: «Ein wenig mehr Liebe und niemad kann verloren sein auf dieser Welt» («Еще немного любви, и никто в этом мире не будет потерян»).
В фильме необычайно тонко передано, как именно бессердечность и безнаказанность мужчин не оставляют молодым девушкам выбора для, как бы сейчас выразились, профессиональной и какой-либо другой самореализации. Такой подход напомнил мне другой немой фильм, который нам удалось посмотреть этой зимой в рамках Берлинского кинофестиваля — «Под фонарем». В нём нет ни одного положительного героя мужского пола, и настоящее понимание и дружбу главная героиня обретает лишь среди девушек-проституток. Вот такой феминистический пафос двадцатых годов.
Но вернемся в «Берлинскому» следу. «Дневник падшей» был снят по одноименной книге авторства Маргариты Бёме, изданной аж в 1905 году. Она стала по сути первым литературным произведением, показавшим, что «жрицы любви» — тоже люди, а не просто разрушительницы семей и грязь под ногами почтенных родов. До самой смерти Маргарите Бёме удавалось поддерживать миф о том, что это настоящий дневник и её роль — лишь редакторская. На самом же деле образ Тимьян собирательный. Что-то в ней было унаследовано непосредственно от самой Маргариты (которая в 1900 году развелась с мужем и долгие годы воспитывала дочку одна). Другим же прототипом — по легенде — стала знаменитая куртизанка того времени Елизаветта Хирш — женщина с чувственным ртом и железной волей. Мы и сейчас можем увидеть её, прогулявшись до Зигезойле (Siegessäule) и вскинув голову: она послужила натурщицей для золотой Виктории, богини победы.
шедевр Фридриха Драке