Недавно нам удалось посетить, возможно, самое красивое Берлинское здание времен Веймарской республики — дом радио.
Оно было сконструировано в конце 20-х невероятно талантливым архитектором и художником Хансом Пёльцигом. В возрасте 34 лет он уже получил пост директора художественной школы в Бреслау, и дальше его карьера до 1933 года шла только в гору: его здания теперь украшают разные польские и немецкие города, а его декорации можно увидеть в фильме «Голем». Как и многих в то время, его «подвели» политические убеждения. Он умер в 1936 году в возрасте 67 лет, чуть-чуть не дождавшись переезда в Анкару.
Но вернемся в дому радио. Он был открыт в начале 1931 года и до сих пор является самым большим радио-зданием в мире.
Радио тогда было, пожалуй, главнейшим орудием пропаганды. А Берлин во времена Веймарской респулики был одним из важнейшних, так сказать, центров производства СМИ во всем мире. Так что это место всегда было «на острие атаки».
После 1933 года обстановочка накалилась: большая часть сотрудников вынуждена была покинуть свои рабочие места, члены руководства свели счеты с жизнью при странных обстоятельствах. Главным редактором всего радио в стране стал Ойген Хадамосвки (постеснялся бы с такой фамилией), который считал, что главная задача вверенной ему епархии — это взращивать во всех немецких сердцах облик фюрера (практически цитата).
До конца войны тут находился неугасавший источник нацистской идеологии в том числе и для воевавших на фронте солдат. Здесь записывались ежегодные рождественские концерты по заявкам, которые придумал и курировал сам Геббельс.
Непоследнюю роль радио играло в послевоенной Германии: 13 мая 1945 года вышла первая капитуляционная передача с трансляцией гимнов четырех стран-союзников. Больше, слава Богу, за политические убеждения отсюда никого не увольняли.
Нам разрешили войти в холл и побродить по зданию, но фотографировать было нельзя. Поэтому придется любоваться не моими неказистыми снимками, а профессиональными фотками из интернета. Также можно заглянуть на этот сайт и увидеть классную панораму.
Вот так выглядит главный холл.
А вот так — фрагмент потолка.

со светильником
Идеальная прямоугольность и параллельность согревает душу зануды-информатика.
А какие там прекрасные лестницы!

вид снизу
Стоит подчеркнуть, что Пельциг не просто создал шедевр с эстетической точки зрения, но также до мельчайших деталей продумал конструкцию стен и состав строительных материалов. Здание до сих пор используется по назначению, создавая идеальные условия для радиовещания. Мне кажется, это потрясающе.
В качестве постскриптума прилагаю кусочек стены, перенесенный сюда не знаю откуда, с тематическим рисунком на нем.
Уведомление: Потерянная легенда | Ваш воображаемый друг в Берлине
Даже после раздела Берлина на сектора, Дом радио, оказавшийся в британском секторе, оставался занятым СССР. И вещало отсюда вполне политизированное Берлинское радио. Потом переехавшее на Налепаштрассе. И я не поручился бы, что тамошние студии меньше здешних. Скорее, наоборот. Но сравнивать нужно в комплексе — так, для телевидения служил долгие годы Дом Германии, рядом, на площади.